Дата публикации: 16.11.2018 10:51
Дата изменения: 16.11.2018 10:55

На протяжении всего своего существования государство проводит политику по поддержке бизнеса и экономики в целом.

В Плане нации "100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ" Главы государства, предусмотрены меры таможенного администрирования для улучшения бизнес-климата.

Одним из ключевых условий является создание благоприятных условий для ведения бизнеса и стимулирования внешнеторгового оборота, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) совершать таможенные операции быстро и удобно. Для упрощения процедур представления таможенных деклараций и снижения административного барьера сокращён перечень требуемых документов при совершении экспортно-импортных операций:

до 3-х документов при экспорте и до 5-ти документов при импорте. 

Немаловажную роль играет автоматизация процессов.

Наиболее актуальным в совершенствовании таможенного администрирования является внедрение электронного декларирования, позволяющее практически полностью исключить влияние человеческого фактора при подаче декларации на товары. Для реализации системы электронного декларирования в 2018 году внедрен интегрированный таможенный компонент - автоматизированная система таможенного и  налогового администрирования «АСТАНА-1», которая разработана КГД МФ РК при содействии Конференции ООН по торговле и развитию на базе актуальной версии платформы ASYCUDA World. Система ASYCUDA активно используется более чем в 90 странах,  позволяет обрабатывать более 16 млн. таможенных деклараций в год в автоматизированном режиме. Это в 10 - 15 раз сократило время, уходящее на таможенное оформление во многих странах, применивших эту систему.

Новая система реализует возможность осуществления автоматизированного выпуска декларации на товары – то есть весь контроль проводится без участия сотрудника таможни. Конечно, в основе этого нововведения лежит работа системы управления рисками СУР. ИС «АСТАНА-1» в доли секунд проверяет поданную декларацию на товары и при отсутствии рисков автоматически выпускает её.

СУР обеспечивает осуществление эффективного таможенного контроля исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов службы на наиболее важных и приоритетных направлениях работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства. 

Система проводит сверку сведений, заявленных в декларации на товары и иных документах, представленных к таможенной очистке со сведениями, содержащимися в профилях риска и индикаторах риска на наличие сработавших профилей риска для определения мер минимизации рисков, обеспечивающих эффективное проведение таможенного контроля.

Содержание профилей риска и индикаторов риска, предназначенных для использования таможенными органами, является служебной (конфиденциальной) информацией. При создании профилей риска органы государственных доходов исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и Республики Казахстан. К формам таможенного контроля относятся: проверка документов и сведений; устный опрос; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; учет товаров, находящихся под таможенным контролем и другие.

За 9 месяцев  2018 года при срабатывании профилей рисков, назначены  таможенные досмотры на 0,24% от общего количества оформленных деклараций. При этом выявлено 4 нарушений таможенного законодательства. На сегодняшний день эффективность проведения таможенных досмотров по области составила 28,57%.

По результатам применения СУР за 9 месяцев 2018 года сотрудниками органов госдоходов проведено 170 корректировок таможенной стоимости на 18,8 млн.тенге. За 9 месяцев 2018 года эффективность СУР,  составила 80,3% и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла в 8 раз (9 мес.2017 г.- 10,06%).

Над повышением эффективности профилей риска  ведется постоянная работа.  Комитетом и его структурными подразделениями осуществляется выявление и анализ рисков для формирования проектов профилей риска, проводится актуализация действующих профилей, отмена не эффективных.

           

 

                                                                           Управление анализа и рисков ДГД по СКО