Дата публикации: 01.08.2022 17:34
Дата изменения: 01.08.2022 17:35

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом страны, дает органам власти реальную возможность осуществления социально-экономической политики государства. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В Республике Казахстан в последнее время проводится ряд реформ бюджетной системы, при проведении  которых осуществлен переход на новую систему государственного планирования, а также формирование трехлетнего бюджета (с 2009 г.).

В формировании и развитии экономической, социальной и политической структуры общества и государства основополагающую роль играет финансовая система государства, одной из составляющих которой является государственный бюджет.

В Республике Казахстан в бюджетную систему включены следующие виды и уровни бюджетов:

  государственный бюджет;

  республиканский бюджет;

  областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;

  бюджет района (города областного значения);

  бюджет местного самоуправления (МСУ).

Доходы бюджета Республики Казахстан складываются из различных составляющих, среди которых налоговые и неналоговые поступления, трансферты, поступления от продажи основного капитала и т.д.

Наиболее значительный вклад вносит, разумеется, налоговая составляющая. В современном развитии рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования функционирования государства. Налоговыми поступлениями являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым и Таможенным кодексами Республики Казахстан.

Рассмотрим налоговые поступления в разрезе отдельных налогов, и какие виды налогов обеспечивают наибольшие поступления в бюджет.

 За 6 месяцев 2022 года в формировании доходной части налоговых поступлений Северо-Казахстанской области, наибольшую долю занимает НДС на ТВП - 16,2%, поступило 11131 млн.тенге, что на 579 млн.тенге или на 5,5% больше показателя аналогичного периода 2021 года.

Второе место по доходности приходится на НДС с ЕАЭС – 15,8%. Поступило за 6 месяцев 2022 года 10854 млн.тенге, что на 1351 млн.тенге или на 14,2% больше чем в предыдущем году за этот же период.

Третье место принадлежит индивидуальному подоходному налогу, на него приходится 15,7% от общей суммы налоговых поступлений. Поступление налога составляет 10853 млн.тенге, по сравнению с прошлым годом увеличение составило 2381 млн.тенге или на 28,1%.

За 6 месяцев 2022 года в целом по трем категориям исполнение составило 104,7% с перевыполнением на 3387,3 млн.тенге, в т.ч. по налоговым поступлениям - 103,6%, выше плана на 2392,8 млн.тенге.

План исполнен по всем уровням бюджета. Из них:

республиканский исполнен  на 103,6% или больше на 984 млн.тенге, в т.ч. налоговые 102,5% с превышением  на 671 млн.тенге;

местный бюджет исполнен на 105,4%, больше плана на 2403,4 млн.тенге, в т.ч. налоговые 104,3% или больше плана на 1720,9 млн.тенге.

Также обеспечен положительный темп поступлений по всем уровням бюджета:

в государственный бюджет темп составил 126,1% или больше на 15474 млн.тенге;

республиканский бюджет – темп 109,9% или на 2517,2 млн.тенге больше;

местный бюджет – темп 138,3% или больше на 12957 млн.тенге.

Аналогичная ситуация положительного темпа и по налоговым поступлениям:

государственный бюджет – 125,8% (+14072 млн.тенге);

республиканский бюджет – 109,9% (2453,5 млн.тенге);

местный бюджет – 139,0% (+11618,8 млн.тенге).

Перевыполнение плана и положительный темп поступлений связаны  с  улучшением  вопросов налогового, таможенного администрирования и выявлением дополнительных резервов в бюджет.

Так, по итогам 6 месяцев дополнительно поступило 4753 млн.тенге, из них 81,3% (3867 млн.тенге) - в республиканский бюджет.

Наибольшие суммы обеспечены за счет: камерального контроля – 1136 млн.тенге; администрирования ЭСФ – 739 млн.тенге; взыскания задолженности – 410 млн.тенге; налогов в рамках ЕАЭС – 348 млн.тенге.

Органами государственных доходов Северо-Казахстанской области и в дальнейшем будет проводиться работа по обеспечению роста поступлений и исполнению прогнозных показателей по всем уровням бюджета.