Дата публикации: 26.07.2023 22:19
Дата изменения: 26.07.2023 22:23

 По поручению Главы Государства Комитетом государственных доходов совместно с заинтересованными государственными органами проводится работа по внедрению интегрированного контроля по принципу «одного окна».

В рамках работы проведен детальный анализ и пересмотрен технологический процесс проведения интегрированного контроля на внешних и внутренних таможенных постах, в том числе и центрах таможенного оформления.

По результатам проведенного анализа выработан бизнес-процесс, предусматривающий организацию интегрированного контроля. Данный бизнес-процесс рассмотрен и одобрен на совещании 20 января т.г. всеми причастными государственными органами.

На сегодня проводится модификация информационной системы «АСТАНА-1».

До конца т.г. будет завершена данная работа.

 

 

Заключены соглашения об обмене информацией с 9 странами

 

 В целях создания условий для информационного обеспечения таможенного контроля заключены международные соглашения об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах с 9 государствами (Китайской Народной Республикой, Турецкой Республикой, Исламской Республикой Иран, Республикой Узбекистан, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Республикой Туркменистан, Республикой Украина, Республикой Таджикистан).

Обмен предварительной информацией о товарах и транспортных средствах создает благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности, как:

- ускорение совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру;

- сокращение количества документов, необходимых для совершения таможенных операций и таможенных процедур;

- минимизация применения форм и методов таможенного контроля на основе анализа информации о товарах с применением системы управления рисками.

В настоящее время проводится обмен информацией с таможенными органами Китайской Народной Республики и Республики Узбекистан.

Также проводится согласование технических условий обмена  с Турецкой Республикой, Республикой Туркменистан, Исламской Республикой Иран, Украиной. Ведутся работы по наладке канала связи между таможенными системами Республики Казахстан с Азербайджанкой Республикой и Грузией.

 

 

Полностью оцифрован процесс декларирования товаров

 

 Продолжается работа по внедрению цифровых технологий в налоговой и таможенной сферах.

Хотелось бы отметить, что цифровизация позволила уменьшить последствия экономического спада, упростив деятельность бизнеса за счет доступных онлайн-сервисов.

Не секрет, что ранее со стороны бизнеса было много вопросов в адрес таможни, касательно непрозрачности процесса и волокиты при бумажном декларировании.

В этой связи был осуществлен переход на электронный формат декларирования.

Так, в целях упрощения процедур торговли ранее внедрена информационная автоматизированная система таможенного и налогового администрирования «АСТАНА-1», что обеспечило выполнение международных обязательств по переходу на 100%-ное электронное таможенное декларирование.

Кроме того, в сентябре 2022 года проведен хронометраж таможенных операций, связанных с таможенным декларированием транзитных товаров, следующих в третьи страны, разработана схема взаимодействия информационных систем национального железнодорожного перевозчика и органов государственных доходов.

Данное взаимодействие предусматривает уведомление о прибытии товаров, декларирования транзита на основе предварительной информации, автоматическую регистрацию и автовыпуск транзитных деклараций (время оформления одного контейнерного поезда сократится с 3 часов до 30 минут).

В настоящее время проводится тестирование интеграции информационных систем органов государственных доходов и национального железнодорожного перевозчика в пунктах пропуска «Алтынколь» и «Достык» на казахстанско-китайской границе.

Данная мера также направлена для значительного упрощения таможенных процедур.

 

 

Совершенствуется система электронной очереди

 

 Скопления и ожидания на границе происходят из-за отсутствия информации у перевозчиков о ситуации на границе, в том числе о загруженности пунктов пропуска.

Такая ситуация происходит во многих странах мира и для исключения подобных фактов отдельные страны вводят электронную очередь на своих границах, так как система электронной очереди способствует упорядочиванию и обеспечению прозрачности перемещения товаров и транспорта.

Положительный опыт на сегодня имеется у передовых стран, у них такая система бронирования очереди введена уже давно.

Так, в 10-ти автомобильных пунктах пропуска на Государственной границе с третьими странами внедрена система электронной очереди, которая обеспечила прозрачность всего перевозочного процесса. Исключены все возможные манипуляции с очередью и коррупционные риски. Также исключены ожидания в «живой очереди».

С 1 июля т.г. вступили в действие ряд правовых актов, регламентирующих пропуск автотранспортных средств с использованием системы электронной очереди. Отмечаем, что ранее действовавшие временные схемы утратили свою силу.

В целом, концепция электронной очереди предусматривает максимальное число форматно-логических контролей с использованием электронных баз данных (17 интеграции), имеется смс-оповещение через инфосервис «1414» с целью удобства для участников перевозочного процесса.

На сегодня электронной очередью воспользовались более 27 тысяч пользователей, проследовало порядка 89 тысяч автотранспортных средств.

Для оперативного разъяснения технических и методологических вопросов функционирует специальный телеграмм-чат, в котором зарегистрировано более 7,5 тысяч участников (круглосуточно). Пользователи в случае возникновения вопросов обращаются к обезличенным администраторам службы техподдержки через данный чат, что исключает «человеческий фактор» и прямой контакт с должностными лицами.

Название телеграмм-чата вы видите сейчас на экране.

Функционал системы электронной очереди не стоит на месте и постоянно совершенствуется. На постоянной основе ведется мониторинг всех бронирований и временная блокировка пользователей, допустивших такие нарушения.

Основным источником информации по выявлению таких схем являются добросовестные перевозчики, которые выявляют и посредством телеграмм-чата сообщают о таких схемах.

К примеру, в начале т.г. недобросовестным пользователем, создавшим несколько учетных записей и заявившим себя представителем нескольких иностранных компаний, неоднократно нарушалось пользовательское соглашение с признаками мошеннических действий.

В целях пресечения неправомерных действий по необоснованному получению цифровых слотов электронной очереди и жалоб пользователей на отсутствие свободных мест для бронирования, учетная запись была заблокирована.

При этом даже при наличии явных нарушений была подана жалоба в правоохранительные и судебные органы. Судом было установлено, что пользователь сам умышленно искажал вносимые данные, забивая электронную очередь «фейковыми машинами».

Отмечаем, что система электронной очереди является основным инструментом регулирования ситуации со скоплением транспорта на границе.

Внедрение подобных методов цифровизации оказало положительный эффект на развитие товарооборота и транзитного потенциала, а также в целом создает комфортную бизнес-среду.

 

 

В казахстанских пунктах пропуска выдаются иностранные бланки разрешений

 

 Наряду с этим, автоматизирована выдача иностранных бланков разрешений КНР (КАТ-ов или «дозвол») на базе модуля системы электронной очереди «CargoAlem» на границе с КНР, что позволило исключить человеческий фактор и получение иностранных бланков разрешений непосредственно на пунктах пропуска.

Данный проект стартовал в режиме «пилота» до марта 2024 года и только в отношении перевозок в Китай.

Иностранный бланк разрешения или как в народе говорят «дозвол», это документ, который разрешает перевозчикам транспортировать грузы по территориям иностранных государств.

Раньше компаниям приходилось ездить и обращаться непосредственно в уполномоченный орган для получения таких бланков, сейчас же, получить разрешение можно будет непосредственно уже при пересечении границы. Это значительным образом позволяет перевозчикам экономить время и деньги.

Выдача иностранных бланков разрешений на сегодня осуществляется за 1 МРП в пунктах пропуска.

Ранее имелись факты незаконной перепродажи по завышенным ценам, т.е. стоимость одного бланка доходила до 2 тыс. долларов США.

С момента запуска Пилотного проекта 26 апреля т.г.  выдано более 21 тысячи иностранных бланков разрешений.

Внедрение электронный выдачи «дозволов» - это совместный проект Комитета государственных доходов и Комитета транспорта МИИР РК.

Отмечаем, что из государственного бюджета на данные мероприятия финансовые средства не выделялись.

 

Соблюдается принцип «Единого окно»

 

 В рамках цифровизации Комитетом государственных доходов на постоянной основе проводится активная работа по модификациям действующих информационных систем.

К примеру, дополнительно к уже имеющемуся в «Едином окне» функционалу по получению разрешительных документов и таможенных государственных услуг, в этом году мы совместно с уполномоченными органами автоматизировали выдачу в электронном виде Актов государственного контроля на драгоценные металлы (КИР МИИР РК) и Свидетельств о безопасности конструкции транспортных средств – СБКТС (КТРМ МТИ РК), которые используются при таможенной очистке товаров.

Автоматизация в «Едином окне» СБКТС позволила заявителям растамаживать транспортные средства сразу после получения СБКТС, за счет чего сокращены затраты участников ВЭД на размещение транспортных средств в местах временного хранения.

 

 

Снижено расхождение в таможенной статистике

 

 Одной из приоритетных задач плана Комитета является сокращение расхождений в зеркальной статистики с КНР.

Расхождение статистики между экспортом КНР и импортом РК с 2017 года снижено почти в 2 раза до 32,7% (2017- 59,4%, 2018г. - 52,5%, 2019г. - 47%, 2020г. - 45,5%, 2021г. - 40,5%, 2022г. - 32,9%, 5 м. 2023г. - 32,7%).

 

 

Пассажирскую таможенную декларацию можно подать в мобильном приложении «е-Salyq Azamat»

 

 После 3-х летнего простоя с 24 апреля т.г. возобновлена деятельность МЦПС «Хоргос» с оптимизацией бизнес-процесса. В сравнении с допандемийным периодом процедура прохождения физических лиц значительно упорядочена.

Для физических лиц реализована возможность подачи пассажирской таможенной декларации через мобильное приложение.

Ранее, для самостоятельной подачи пассажирской таможенной декларации физическому лицу было необходимо обращаться в органы государственных доходов.

Теперь же, с 20 марта 2023 года физическое лицо может подать пассажирскую таможенную декларацию (ПТД) в мобильном приложении «е-Salyq Azamat» не выходя из дома, вне зависимости от своего местонахождения.

ПТД оформляется на товары для личного пользования, пересылаемые международными почтовыми отправлениями и доставляемые перевозчиками (экспресс - перевозчиками), а также на денежные средства/инструменты, за исключением транспортных средств для личного пользования.

В результате достигнуто значительное ускорение и упрощение процедуры таможенного декларирования товаров для личного пользования, пересылаемых международными почтовыми отправлениями, доставляемых перевозчиками (экспресс-перевозчиками), а также декларирование денежных средств и денежных инструментов.

 

 

Модернизируются пункты пропуска

 

 Одной из наших приоритетных целей является решение инфраструктурных задач пунктов пропуска расположенных на таможенной границе ЕАЭС.

Как известно, с прошлого года строительно-монтажные работы начаты по всем 10-ти пунктам пропуска.

По согласованию с узбекской стороной автомобильные пункты пропуска «Капланбек» (РК) и «Зангиота» (РУ) полностью закрыты на реконструкцию.

Реконструкция остальных пунктов пропуска проводится без закрытия, но с ограничением движением автотранспорта и физических лиц. Завершить реконструкцию всех пунктов пропуска планируется в конце 2024 года.

В рамках реализации проекта будет увеличение пропускной способности до 8 раз (с 1000 до 8400 ТС в сутки), сокращение времени (с 2 часов до 25 минут) и минимизация коррупционных рисков.

После завершения модернизации пунктов пропуска будут решены все инфраструктурные проблемы пунктов пропуска, созданы все условия для комфортного прохождения границы и ускоренного проведения контроля.

 

 

Таможенных платежей и налогов поступило больше на 21%

 

 В результате проведённой работы по увеличению товарооборота и совершенствованию таможенного администрирования за 1 полугодие 2023 года объем таможенных платежей и налогов в государственный бюджет Республики Казахстан после распределения между странами ЕАЭС достиг 1,9 трлн. тенге, что на 21% больше, чем за аналогичный период прошлого года (1,6 трлн. тенге), в том числе НДС на импорт поступило 890 млрд. тенге, с ростом к аналогичному периоду прошлого года на 71% (519 млрд тенге).

По результатам таможенного администрирования в
1 полугодии 2023 года выявлено на 38% больше нарушений таможенного законодательства чем в 1 полугодие 2022 года

Справочно. 1 полугодие 2023 год - 66,7 млрд тенге, 1 полугодие 2022 год 48 млрд тенге.