Налоговая проверка – проверка исполнения налогового законодательства РК, осуществляемая налоговыми органами.
В соответствии со статьей 145 Налогового кодекса, налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1) периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска;
2) внеплановые налоговые проверки.
Периодическими налоговыми проверками на основе оценки степени риска
являются проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов).
Основанием для назначения периодических налоговых проверок на основе оценки степени риска является полугодовой график, утвержденный решением уполномоченного органа.
Не допускается внесение изменений в полугодовые графики проведения проверок.
Уполномоченный орган размещает полугодовой сводный график проведения проверок на интернет-ресурсе в срок до 25 декабря года, предшествующего году проведения проверок, и до 25 мая текущего календарного года (п.2 ст. 145 НК).
Внеплановыми налоговыми проверками являются проверки, не указанные в пункте 2 настоящей статьи, в том числе осуществляемые:
1) по налоговому заявлению или по жалобе самого налогоплательщика (налогового агента).
2) по налоговому заявлению налогоплательщика по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость, представляемому в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 настоящего Кодекса.
3) по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
4) в случае неисполнения налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления налоговых органов об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в порядке, определенном статьей 96 настоящего Кодекса.
Положение настоящего подпункта не применяется в период, указанный в пункте 4-1 статьи 96 настоящего Кодекса, и в период рассмотрения вышестоящим налоговым органом и (или) уполномоченным органом или судом жалобы на решение, указанное в пункте 4 статьи 96 настоящего Кодекса;
5) в связи с истечением срока действия контракта на недропользование, за исключением случаев переоформления права недропользования на лицензионный режим недропользования;
6) по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его дебиторами в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
7) по требованию налогоплательщика в декларации по налогу на добавленную стоимость по подтверждению достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость, предъявленных к возврату;
8) по налоговому заявлению нерезидента на возврат подоходного налога из бюджета в связи с применением положений международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, а также в связи с обращением нерезидента о повторном рассмотрении такого налогового заявления;
9) по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством Республики Казахстан, а также иными законами Республики Казахстан, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы;
10) по вопросам определения налогового обязательства по действию (действиям) по выписке счета-фактуры, совершение которого (которых) признано судом осуществленным (осуществленными) без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
11) на основании решения уполномоченного органа;
12) на основании решения налогового органа в случаях, установленных пунктом 5 статьи 142, пунктом 2 статьи 144 Налогового кодекса и пунктом 7 данной статьи (п.3 ст.145 НК).
При определении налогоплательщиков для проведения внеплановой тематической налоговой проверки по решению уполномоченного органа учитывается наличие одного из следующих факторов:
1)наличие взаиморасчетов с поставщиками товаров (работ, услуг), у которых ограничена выписка электронных счетов-фактур;
2)наличие взаиморасчетов с поставщиками товаров (работ, услуг), в отношении которых проводится досудебное расследование по факту совершения действий по выписке счета-фактуры без фактического выполнения работ, оказания услуг и отгрузки товаров в соответствии с подпунктом 3-1) пункта 1 статьи 142 Налогового кодекса;
3) не устранение нарушений, выявленных по результатам камерального контроля по выставленным извещениям и уведомлениям;
4) выявление схемы уклонения от уплаты налогов, в том числе путем использования цепочки контрагентов по взаиморасчетам между которыми отсутствует происхождение приобретенных товаров, возможность оказания услуг, имеются признаки вывода капитала;
5) представление дополнительной налоговой отчетности с уменьшением ранее начисленных налогов, в том числе за ранее проверенный период;
6) наличие сведений и фактов, которые потенциально несут прямую и (или) непосредственную угрозу конституционному строю, национальной и экономической безопасности.