
Для повышения налоговой культуры и информированности налогоплательщиков 21 февраля текущего года на площадке Палаты предпринимателей СКО, проведен расширенный семинар-совещание по вопросам по выписке электронных счетов фактур, в том числе с участниками государственных закупок, а также по программе ИС «Астана- 1» и по мониторингу иностранного финансирования.
В семинаре приняли участие представители юридических лиц и индивидуальные предприниматели.
Открыл семинар заместитель директора Палаты предпринимателей СКО Казиев Женис Абаевич.
Далее, согласно программы проведения семинар-совещания выступили сотрудники Департамента государственных доходов по СКО Клюкова Ж.К; Липина С.А;, Кабдушева Ж.Д;
В своем докладе специалист управления разъяснительных работ Клюкова Ж.К. ознакомила особенностями выписки ЭСФ.
Обязательство по выписке ЭСФ возникает, согласно пункта 2 статьи 263 Налогового кодекса:
- с 1 января 2016 года у налогоплательщиков, являющихся уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками, владельцами складов временного хранения, владельцами таможенных складов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о таможенном деле;
- с 1 января 2018 года крупные налогоплательщики, подлежащие мониторингу;
- с 1 января 2019 года плательщики налога на добавленную стоимость;
- с 11 января 2016 года налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14 декабря 2015 года №59 утвержден перечень товаров, в отношении которых РК в соответствии с обязательствами, принятыми в качестве условия присоединения ко Всемирной торговой организации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, более низкие по сравнению со ставками пошлин ЕТТ ЕвАзЭС (далее-Перечень).
Согласно пункта 7 Инструкции №640 от 9 декабря 2015 года налогоплательщик выписывает ЭСФ в порядке, установленных Правилами документооборота счетов-фактур выписываемых в электронной форме (утвержден приказом МФ РК №77 от 09.02.15 г):
- при реализации товаров, включенных в Перечень изъятий, которые ранее были ввезены с территории третьих стран;
-реализация ввезенных на территорию РК с территории государств членов ЕАЭС товаров, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых включены в Перечень изъятий;
-реализация произведенных на территории РК товаров, код ТН ВЭД ЕАЭС и наименование которых включены в Перечень изъятий;
- при вывозе с территории РК на территорию другого государства- члена ЕАЭС в связи с передачей товаров в пределах одного юридического лица;
Также она отметила, в соответствии с Решением Евразийского Межправительственного Совета от 12.08.2016 г. № 5 при перемещении с территории Республики Казахстан на территории других государств-членов ЕАЭС товаров, входящих в Перечень, в качестве товаросопроводительного документа признается бумажная копия электронного счета-фактуры, которая заверяется печатью органа государственных доходов.
ЭСФ, выписанный в соответствии с требованиями, установленными статьями 256, 263 и 264 Налогового кодекса и Правилами, и зарегистрированный в информационной системе электронных счетов-фактур, является основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость. В случае, если счет-фактура, выписан как на бумажном носителе, так и в электронной форме, то основанием для отнесения в зачет НДС получателем товаров, работ, услуг является счет-фактура, выписанный в электронной форме.
Кроме того, внесены изменения в «О государственных закупках», так согласно пункту 26 статьи 43 и подпункту 2) пункта 1 статьи 52 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» с 1 января 2017 года документы об исполнении договора о государственных закупках, в том числе счета-фактуры оформляются исключительно в электронной форме.
Далее с докладом выступила главный специалист управления таможенного оформления Липина С.А. Она отметила, наиболее актуальным в совершенствовании таможенного администрирования является внедрение электронного декларирования, позволяющего исключить влияние человеческого фактора при подаче декларации на товары. Для реализации системы электронного декларирования было решено внедрить интегрированный таможенный компонент автоматизированной системы таможенного и налогового администрирования.
С июля 2016 года начались пилотные испытания системы на базе ДГД по городам Астане, Алматы, Алматинской и Карагандинской областям.
Проведение «пилота» в других регионах начаты с января 2017 года. С 15 февраля 2017 года начало«пилота» в нашем регионе, а с 01 июля 2017 года запланирована промышленная эксплуатация ИС «АСТАНА-1».
Главный специалист управления разъяснительной работы Кабдушева Ж.Д в своем докладе отметила, что в налоговое законодательство внесено изменение, в связи с принятием Закона «О платежах и платежных системах» от 26.07.2016 г.
Статьей 14 Налогового Кодекса установлено, что физические и юридические лица и (или) структурные подразделения юридического лица представляют уведомления и сведения, в органы государственных доходов по месту жительства (нахождении), о получении и расходований денег и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства по заключенным с ними сделкам, на сумму превышающую 1 тенге, и направленные на оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование, изучение и проведение опросов общественного мнения, социологических опросов, а также распространение и размещение их результатов, сбор, анализ и распространение информации.
Установлен перечень лиц и случаи, на которые не распространяются действия Закона.
Также она обратила внимание налогоплательщики, что заключение сделок получении денег и (иного) имущества от иностранных источников при осуществлении вида деятельности на оказание юридической помощи, в том числе правовое информирование, защиту и представительство интересов граждан и организаций, а также их консультирование подпадают под требование статьи 14 Налогового кодекса, независимо от того, осуществлялись ли они в коммерческих целях или нет.
Кроме того, специалистом отмечено, что информация о лицах – получателях денег и (или) имущества из иностранных источников, о лицах их предоставивших, сумме полученных средств и иные сведения будут размещаться на интернет портале Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
В завершении семинара сотрудниками Департамента даны разъяснения и ответы на множество проблемных вопросов налогового и таможенного законодательства.