
В настоящее время действует приказ №707 Заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Республики Казахстан, в который ожидается внесение изменений, направленных на совершенствование порядка пропуска транспортных средств, грузов и товаров через Государственную границу с использованием электронной очереди.
Проект разработан с учётом правоприменительной практики, обращений перевозчиков и положений действующего законодательства
Основные положения Проекта предусматривают решение следующих проблемных вопросов:
1. Проблема: слабая конкретизация дифференциации плат за разные виды проезда
Ранее было предусмотрено два варианта оплаты: обычный (1 МРП) и ускоренный (100 МРП), при этом внеочередной и ускоренный порядок описаны как один вид бронирования, что создавало путаницу между ними. Также требуется учесть повторное бронирование и случаи неиспользования брони.
Решение: Разграничены ставки оплаты:
- внеочередной проезд – 1 МРП;
- ускоренный проезд – 100 МРП;
- повторное бронирование (вторичный оборот) перенос в СЭО ранее забронированной очереди на другую дату и время пересечения Госграницы 1 (один) раз и 1 (один) раз отмена брони проводится без осуществления повторной платы за пропуск через Госграницу автомобильных транспортных средств, грузов и товаров с использованием СЭО) – 100 МРП;
- гарантийный взнос – 20 МРП.
Установлены четкие условия получения каждого типа доступа.
2. Проблема: массовое неиспользование забронированных слотов (до 40%)
Многие пользователи бронируют очередь, но не используют её, занимая ресурсы СЭО и снижая пропускную способность. Так с начала 2025 года 39% очередей, забронированных по 1 МРП, так и не были реализованы - машины не прибыли к пункту пропуска. Причины могут быть как объективными (неполадки, погодные условия), так и связанными с недобросовестным бронированием «впрок». В связи с этим рассматриваются меры по ужесточению правил: планируется увеличить стоимость повторно высвобождающихся слотов до 100 МРП, а также ввести систему гарантийных взносов в размере 20 МРП. В случае неявки сумма будет списываться.
Эти меры позволят снизить количество фиктивных бронирований и разгрузить очередь до 40%, повысив эффективность работы электронной системы и сократив возможности для спекуляций.
Решение: Вводится гарантийное обеспечение 20 МРП, которое блокируется на лицевом счёте пользователя и списывается при повторной неявке. В случае использования брони – сумма возвращается.
3. Проблема: поправки по переносу/отмене брони
Пользователи бесконтрольно переносят и отменяют брони, что сказывается на загрузке пунктов пропуска.
Решение: Установлены лимиты – один перенос и одна отмена, с невозвратом оплаты при нарушении.
4. Проблема: слабая приоретизация перевозки отдельных видов грузов
Правилами были предусмотрены приоритеты для отдельных видов грузов, однако отсутствовал четкий механизм его использования в НПА. С учетом внедряемого механизма разграничения типов бронирования это стало возможным.
Решение:
Создание отдельного слота для приоритетных категорий грузов (животные, скоропортящиеся, опасные)