
Одним из ключевых направлений государственной политики Республики Казахстан является борьба с коррупцией. Общеизвестно, что коррупция разрушает доверие общества к государству, снижает эффективность государственной власти, серьезно препятствуя социально-экономическому и духовному прогрессу.
В целях снижения коррупционного риска при оказании государственных услуг, наибольший акцент в работе государственных органов уделяется увеличению электронных услуг, так как исключается необходимость посещения государственных органов и вместе с этим сокращается количество личных контактов работников государственных органов с услугополучателем.
На данное время автоматизировано 30 видов государственных услуг органов государственных доходов, что составляет 68% от общего количества услуг налогового и таможенного характера, включенных в Реестр государственных услуг.
Налогоплательщик может свободно получить государственные услуги в электронном виде через веб–портал «электронного правительства, через «Кабинет налогоплательщика», посредством «Е-лицензирование».
Посредством веб-портала «электронного правительства» возможно получение 25 услуг, из них: 18 налоговых услуг и 7 таможенных услуг. С августа месяца 2018 года через веб-портал «электронного правительства» появилась возможность онлайн оплаты всех налогов и платежей в бюджет, без необходимости авторизации и подписания электронной цифровой подписью. Тогда как ранее данный доступ был для уплаты лишь трех видов налогов для физических лиц: налог на имущество, налог на транспортные средства, земельный налог.
В результате проведенной автоматизации государственных услуг, удельный вес электронных услуг органов государственных доходов Северо-Казахстанской области в текущем году составил 93,5%. Следует отметить, что удельный вес электронных услуг постоянно увеличивается, так в сравнении с 2017 годом его рост достигнут на 3,3%, в сравнении с 2016 годом – рост на 5,1%.
В том числе по наиболее востребованной государственной услуге «Прием налоговой отчетности» удельный вес ее оказания в электронном виде составляет по области – 99,8%, что на 0,1% выше уровня прошлого года.
Следует отметить, что обработка форм налоговой отчетности, налоговых заявлений, представляемых в электронном виде, полностью автоматизирована, и не требует участия работника.
В целях обеспечения доступности государственных услуг по принципу «одного окна», проведена передача функции приема заявлений по 25 видам услуг органов государственных доходов в Некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», т.е. ЦОН. Возможность получения услуги через ЦОН исключает контакт налогоплательщика с работником органов государственных доходов.
Также упрощен порядок получения государственных услуг через проводимый пилотный проект по экстерриториальному принципу. То есть реализована возможность получения 14 видов услуг в любом органе государственных доходов без привязки к регистрационному учету налогоплательщика. При этом если в начале 2016 года пилот распространялся лишь на территорию 3 областей, то с октября текущего года уже действует на территории всей Республики. С начала действия данного пилота более 2 тысяч налогоплательщиков области воспользовались данной возможностью.
С целью исключения административных барьеров во всех 14 Центрах оказания услуг территориальных органов государственных доходов области внедрено безбарьерное обслуживание населения. В Центрах имеются книги и ящики для обращений граждан, размещена разъяснительная информация на стендах, имеются буклеты по вопросам противодействия коррупции, а также указаны «телефоны доверия».
В текущем году Центрами области было обслужено более 26 тысяч услугополучателей, что на 11 тысяч меньше соответствующего периода прошлого года.
Снижение количества обращений в Центры оказания услуг, и вместе с этим сокращение количества контактов работника с налогоплательщиком, также связано с проводимой работой по оптимизации процессов оказания услуг, исключения дублирующих процедур. Так, в связи с вступлением новых норм Налогового кодекса исключена необходимость явки налогоплательщиков для постановки и снятия с регистрационного учета по месту нахождения объектов налогообложения, упрощена процедура постановки на регистрационный учет по НДС, которая ранее представлялась только на бумаге и т.д.
Для сокращения временных потерь услугополучателей в двух крупных Центрах области: УГД по г. Петропавловск и Таможенном посту «Петропавловск – Центр таможенного оформления», установлены усовершенствованные Электронные системы управления очередью, которые позволяют постоянно контролировать состояние очередей, оперативно регулировать их поток и определять качество представленного сервиса услуг.
Внесенные в законодательном порядке изменения по сокращению сроков оказания государственных услуг, исключают необходимость поиска налогоплательщиком возможности ускоренного получения услуги. Так, начиная с текущего года выписку из лицевого счета теперь можно получить в течение 1 дня, вместо ранее 2-х дней, сертификат резидентства в течение 10 дней, ранее было 15 дней, зарегистрировать или снять с учета контрольно-кассовую машину – 3 дня, ранее было 5 дней, вернуть излишне уплаченную сумму налога – 10 рабочих дней, ранее было 15, и т.д.
Особое значение имеет упрощение получения государственной услуги «Таможенная очистка товаров». Внедрение ИС «Астана – 1» упрощает проведение таможенных процедур, создает возможность электронного декларирования, сокращает количество требуемых документов для экспорта и импорта, а также время их обработки. Реализация автоматической регистрации декларации и автоматического выпуска товаров, позволяет минимизировать контакт работника с услугополучателем, что положительно влияет на снижение коррупционных рисков.
Работа по оптимизации и упрощению процедур оказания государственных услуг, вместе с этим работа по автоматизации услуг, по сокращению сроков оказания государственных услуг, сокращению количества представляемых документов, перевода на уведомительный порядок, передачи функции в аутсорсинг продолжается. Так, с 2019 года планируется сокращение сроков получения услуг по лицензированию деятельности, по исключению из реестра услуг по выдаче учетно-контрольных марок на алкогольную продукцию и акцизных марок на табачные изделия в связи с передачей в РГП «Банкнотная фабрика Национального банка Республики Казахстан» и т.д.
В целях повышения антикоррупционной культуры и воспитания «нулевой» терпимости к коррупционным проявлениям, в органах государственных доходов области на систематической основе проводятся разъяснительные мероприятия с работниками, оказывающими государственные услуги.
Все проводимые мероприятия позволят достичь дальнейших положительных результатов в антикоррупционной работе органов государственных доходов.
Управление госуслуг ДГД по СКО
Октябрь 2018г.