Дата публикации: 23.08.2016 18:49
Дата изменения: 23.08.2016 18:50

Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан активно ведётся работа в рамках пяти институциональных реформ, обозначенных  Главой государства.

В сфере налогового и таможенного администрирования эти реформы стали основой процесса глобальной автоматизации - отправной точкой в решении проблем единого администрирования государственных доходов.

Автоматизация таможенных бизнес-процессов и другие нововведения в рамках проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза стали одной из тем круглого стола, проведённого с участниками внешнеэкономической деятельности и таможенными представителями на таможенном посту «Петропавловск-ЦТО» 10 августа текущего года.  

Открытый разговор с представителями бизнес-среды вели заместитель руководителя Департамента государственных доходов по Северо-Казахстанской области Дарбаев У.Б., руководитель Управления таможенного контроля Осипов Д.А., руководитель таможенного поста «Петропавловск-Центр таможенного оформления» Рахимберды Р.К., сотрудники ряда других подразделений Департамента.

Они рассказали присутствовавшим, что в настоящее время таможенными службами стран ЕАЭС продолжается работа по подготовке проекта нового Таможенного кодекса, начатая ещё в декабре 2013 года.

Проект Кодекса готовится с участием представителей государственных органов и бизнес-сообщества пяти стран и нацелен в первую очередь на упрощение процедур таможенного администрирования и внедрение передовых информационных решений. Таможенная служба Республики Казахстан свои цели определила, как намерение сократить административную нагрузку и оказать содействие бизнесу по сокращению трех основных показателей: время, деньги, документы.

Создать единый нормативный документ для пяти стран – очень не простая задача и на сегодняшний день проект содержит более 350 отсылочных норм на компетенцию национального законодательства, которые позволят более гибко регулировать таможенные процессы внутри страны.

Основными новеллами проекта Таможенного кодекса ЕАЭС являются:

  • Закрепление приоритета электронного таможенного декларирования. 
  • Предоставление возможности для подачи предварительной информации в виде электронного документа с использованием Электронной цифровой подписи.
  • Закрепление возможности заполнения (составления) таможенной декларации таможенным органом без участия таможенного представителя (брокера).
  • Предоставление упрощений в форме отсрочка (рассрочка) по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
  • Закрепление возможности реализации товаров в магазине беспошлинной торговли (DUTY FREE) лицам, прибывающим с территории третьих стран и лицам, убывающим с одной страны ЕАЭС в другую страну ЕАЭС.
  • Введение режима таможенной очистки «Постфактум».
  • Предоставление отдельным категориям участников ВЭД возможности для выпуска товара до подачи таможенной декларации. 
  • Исключение нормы об обязательном предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей для таможенных представителей, которая на сегодняшний день прямо закреплена в ТК ТС и составляет 1 миллион евро. (принято решение о том, что сумма такого обеспечения будет определяться решением Совета Евразийской Экономической Комиссии).
  • Весомым упрощением для участников ВЭД является закрепление норм, предусматривающих снятие с таможенного контроля условно выпущенных товаров. 
  • Положениями проекта предусматривается, что в отношении товаров, ввезенных в рамках контрактов на недропользование до 1 июля 2010 года прекращается таможенный контроль. Вследствие чего они автоматически признаются товарами Союза.
  • Увеличен срок временного хранения товаров до 4-х месяцев, без необходимости продления с 2-х месяцев еще на 2 месяца, как заложено в ТК ТС.
  • Допускается временное хранение товаров на территории свободных складов и специальных экономических зон, где применяется процедура свободной таможенной зоны.
  • Упрощен ввоз товаров в несобранном, разобранном виде, в части представления возможности их декларирования одним кодом ТН ВЭД при завершении таможенной процедуры таможенного склада.
  • Установлена возможность завершения процедуры Свободной таможенной зоны при передаче резидентом СЭЗ прав владения, пользования или распоряжения товарами лицу, не являющемуся резидентом (участником) СЭЗ.
  • Еще одной новеллой проекта Кодекса является новая модель развития института Уполномоченных экономических операторов.
  • Закреплена компетенция  национального законодательства по регулированию сегментов таможенного администрирования, которые являются крайне важными для Республики Казахстан. Основными из них являются:

1) установление ответственности за непредставление предварительной информации;

2) введение обязательного предварительного таможенного декларирования;

3) определение таможенной стоимости вывозимых товаров;

4) определение иных мест временного хранения;

5) определение особенностей применения таможенной процедуры транзита при перевозках по территории одного государства;

6) установление перечня иностранных товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

7) определение мест, где допускается реализация товаров, помещенных под МБТ, на прибытие;

8) возможность установление дополнительных требований для включения в реестр УЭО.

Все указанные предложения согласованы, включены в проект Таможенного кодекса и будут применяться с момента вступления в силу нового Кодекса.

В завершение необходимо отметить, что распоряжением Евразийского межправительственного совета от 20 мая 2016 года № 11, Сторонам поручено обеспечить завершение работы над проектом Кодекса до 28 октября 2016 года.