Дата публикации: 17.04.2015 16:30
Дата изменения: 23.06.2015 11:01

 

В новой экономической политике, отраженной в ежегодном Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева «Нұрлы жол - Путь в будущее»  определен комплекс мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, роль которого определена как драйвера экономического роста Казахстана.

Для создания дополнительных условий ведения бизнеса принят Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 269-V ЗРК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан, который вступил в силу с 1 января 2015 года. 

В части совершенствования таможенного администрирования внесены поправки по сокращению количества документов, необходимых для таможенного декларирования, по совершенствованию института уполномоченных экономических операторов, по созданию института транспортно-логистических центров в приграничных пунктах пропуска, по внедрению принципа «Добровольного признания ошибок» участниками ВЭД.

При  таможенном декларировании  необходимо будет представлять только 4 документа на импорт и 3 документа на экспорт. Такой документ как сертификат происхождения товаров предоставляется, только в том случае, если участник ВЭД претендует на преференции. А документ, подтверждающий полномочия лица, подающего таможенную декларацию, проверяется по реестру.

Также, исключается требование по обязательному предоставлению документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и налогов и внешнеторгового контракта, он требуется только в соответствии с требованиями СУР, либо при проведении тщательной пост-таможенной проверки.

Серьезное внимание планируется уделить совершенствованию института уполномоченных экономических операторов. Внедряется принцип поэтапного предоставления упрощений, более продолжительный срок в статусе добросовестного УЭО позволяет претендовать на больший объем упрощений при таможенном декларировании. Внедрение принципа «Добровольного признания ошибок» участниками ВЭД, предусматривает освобождение от административной ответственности за нарушения таможенного законодательства при их добровольном устранении участниками ВЭД до наступления таможенной проверки. Теперь такая возможность закреплена на законодательном уровне. Реализация данных направлений деятельности должна повысить эффективность деятельности таможенных органов.

В целях реализации Послания Главы Государства, Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, проводится работа по категорированию добросовестных компаний  с целью снижения для них административных барьеров.

В рамках системы управления рисками возможно дифференцированное применение форм таможенного контроля. Ранее  действие «зеленого» коридора распространялось для таких категорий участников внешнеэкономической деятельности как «Уполномоченные экономические операторы» и «Крупные товаропроизводители». С марта текущего года пересмотрен подход к формированию категорий добросовестных налогоплательщиков, в отношении которых применяется «зеленый» коридор при таможенном оформлении. На сегодня в количественном выражении он расширен, при этом расширение произошло в том числе за счет крупных налогоплательщиков, состоящих на мониторинге. Суть «зеленого» коридора заключается в том, что СУР настроен таким образом, чтобы в отношении налогоплательщиков с минимальной степенью риска минимизировать формы таможенного контроля на этапе таможенного оформления - отказаться от досмотров, осмотров, дополнительных проверок таможенной стоимости, таможенной экспертизы и прочего. При наличии каких-либо признаков риска все вопросы будут перенесены на этап пост-таможенного контроля. То есть акцент таможенного контроля смещается на этап после выпуска товаров.  Для таких предпринимателей скорость таможенного оформления увеличивается в 3 раза.

Это первый этап на пути к глобальной задаче по переходу на субъект ориентированную оценку рисков при таможенном контроле. Ведется работа по дальнейшему расширению категорирования всех участников внешнеэкономической деятельности, в зависимости от их налоговой и таможенной истории.

Итогом проводимой работы, должны стать ускорение и упрощение процедур таможенного администрирования, снижение административных барьеров и нагрузки на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, а также профессионализация участников внешнеэкономической деятельности.

Со второго квартала текущего года, путем полномасштабного внедрения категорирования всех участников внешнеэкономической деятельности, “зеленый коридор” будет предоставлен и другим предпринимателям, подпадающим под категорию низкого риска – имеющим хорошую налоговую и таможенную историю, осуществляющим длительную внешнеэкономическую деятельность и т.д.  Уровень благонадежности предпринимателя также будет подтверждаться и посредством проведения конкурсов, проводимых органами государственных доходов – “Лучший налогоплательщик” и “Лучший участник внешнеэкономической деятельности”, где основным критерием является налоговая нагрузка и отсутствие нарушений в прошлом.  

В настоящее время направлен на внутригосударственное согласование Проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. В первую очередь новый кодекс ориентирован на электронный документооборот. Проект предусматривает подачу декларации в электронном виде. При этом представлять документы, на основании которых она заполнена, не нужно. В новом кодексе предусмотрен автоматический выпуск и автоматическая регистрация поступающих деклараций без участия должностных лиц таможенных органов. Это переход на новый уровень взаимоотношений между таможенными органами и бизнесом на основе доверия, которое будет основано на анализе деятельности хозяйствующих субъектов.